четверг, 2 марта 2017 г.

Про осознанность, испорченные весы и удовольствие

Жизнь не в том, чтобы жить,
а в том, чтобы чувствовать, что живешь. 

Владимир Ключевский

Ещё в посте о хюгге — датском счастье — я упоминала, что давно задумала написать пост про осознанность. И вот как-то всё руки не доходили до клавиатуры. А теперь, кажется, дошли. Но, поскольку размышляла я на эту тему ещё с конца осени, то мыслей накопилось много, и пост, скорее всего, будет длинным. Таким длинным, что не знаю даже, с чего начать... Может, с компьютерной зависимости? )))


Начну с того, как я однажды заметила, что интернет вообще и компьютер в частности стали для меня слишком лёгким источником получения дофаминов/эндорфинов и прочих -минов, создающих ощущение удовольствия и удовлетворения. Ну, это же очень просто: написала пост — получила удовольствие, кто-то прокомментировал пост — опять удовольствие, ответила на комментарий — ещё раз удовольствие, прочитала интересный пост у других блогеров — снова удовольствие, в почту письмо от нужного/интересного/важного человека упало — удовольствие, удовольствие, удовольствие... При этом попа сидит ровно, голова делает привычную с раннего детства работу — читает и обрабатывает информацию, руки, привычные к печатной машинке ещё с самоличного печатания дипломной, автоматически вслепую шлёпают по клавишам, набирая километры текста. Никакого напряжения — и сплошное удовольствие.

По пути какие-то обычные повседневные дела становились какими-то уж очень противными, муторными и нежеланно-тяжёлыми. Если не сказать — нагло вторгающимися в мою жизнь и требующими внимания и участия в то время, когда мне хочется окунуться с головой в удовольствие, а отнюдь не в домашнюю рутину. 

Подсадили хомяка на иголочку,
Не простую на иглу — вышивальную...

На самом деле, не только компьютер и интернет однажды стали источником лёгких удовольствий. Долгое время таким источником была, к примеру, вышивка. И тогда казалось, что любое дело из разряда "надо", "обязанность" и прочее — это покушение на моё умиротворённо-довольное состояние, в котором можно пребывать часами, размахивая иголкой и меняя в ней нитку. И хотелось от всего рутинного избавиться по максимуму, передать другим или отменить совсем, лишь бы не прерывать этот поток вселенского счастья, называемого "вышивальной наркоманией... медитацией". А ещё когда-то такой "наркоманией" были книги, про них дома даже говорили "читает взапой". 

Не клади все яйца в одно лукошко.

И чем больше одно какое-то дело становится источником удовольствия, тем сложнее получать удовольствие от других, особенно — простых, привычных дел. Или наоборот: чем больше утрачивается способность получать удовольствие от разных дел, тем сильнее возрастает опасность приобретения зависимости от чего-то одного. И неважно, это "что-то" будет деструктивным, вроде алкоголя-наркотиков-игры, или конструктивным, типа вышивки, чтения, "полезного" компьютера или еды как источника жизни. В любом случае, это редко оказывается полезным и часто приводит к разным сложностям в здоровье, отношениях и психологическом состоянии личности. 

Возвращаюсь к себе. Как я и писала в посте про хюгге, я умею получать удовольствие от многого. Но в последние годы, занимаясь одновременно различными видами деятельности, непохожими друг на друга, стала "укрупнять" и "эстетизировать" свои удовольствия, а простые житейские дела вытеснять на периферию, как ненужные, напрягающие, отвлекающие от всякого разного "ужасно-интересно-полезно-приятного". Соответственно, и делать их порой стала не просто нехотя, а через силу. И думать о предстоящих делах как о каком-то невероятном напряжении и перегрузке. Порой долго собираясь, откладывая и всячески прокрастинируя одно другим. 

Неее — приоритеты тоже полезно уметь расставлять, и если в данный момент исключительно важно сделать что-то по основным направлениям работы-учёбы-творчества, то какой-то бытовой мелочью (и даже не мелочью) можно временно пренебречь и не грызть себя за это. Это нормально, хорошо и правильно — отложить неважное ради важного. Но когда такое откладывание и напряжение связывается постоянно с одной и той же группой дел, это не может остаться незамеченным.

И вот однажды я зашла вечером домой после работы и стала очень, ОЧЕНЬ осознанно и вдумчиво делать всякие мелкие дела вместо того, чтобы пойти и сразу включить компьютер. Вымыла руки, занесла пакет с продуктами в кухню, разложила продукты в холодильник и на полки, убрала пустые мешки в пакетницу, зашла в спальню, разделась, разложила-развесила одежду и украшения по местам, пошла в туалет, поменяла горшок, вымыла руки, стёрла помаду, вернулась в спальню и сняла линзы, закрыла полку загородкой, опять ушла в кухню и насыпала котам еды, дала Лизе таблетку и пасту от шОрсти, сняла высохший плед с сушилки и убрала в прикроватный ящик, вывесила на сушилку постиравшееся за время моего отсутствия покрывало, сделала себе чай и села с ним В КУХНЕ, а не в мастерской перед компом...

Это куча мелких дел. И ни про одно из них я не могу сказать, что прямо вот люблю это делать. Это рутина, и если бы за меня хотя бы половину этих дел сделал кто-то другой, я была бы рада. И я порой могу какие-то из этих дел проигнорировать и сразу поскакать за комп — за порцией удовольствия — лёгкого, быстрого, простого...

Но в тот день я просто стала осознанно делать эти дела, по пути ещё определяя их важность и очерёдность, буквально проговаривая это про себя. Например, продукты надо первым делом убрать в холодильник, вымыть руки надо до того, как давать Лизе таблетку, потому как негигиенично немытыми лапами лезть котику в рот, пасту надо ей дать побыстрее, потому как она орёт, а вот стирка молча лежит, ей можно в последний момент внимание уделить. Как-то так.

И вот пока я сидела с чаем в кухне в одиночестве, я обнаружила, что ничего сложного и утомительного во всех этих делах нет. Равно как и во многих других бытовых делах. И да — их НАДО сделать. Но они на самом деле не так много требуют сил и времени, если их делаешь просто потому, что это надо, и я это понимаю и поэтому делаю. А не потому, что "я как нищасная жертва/рабыня изаура чото такое ужасное и тижолое делаю вместо того, чтобы эндорфины за компом тоннами генерировать".

И я подумала, что когда-то не было телефонов/компов/инета, многие люди получали эндорфины/дофамины от простых и понятных дел, и они не задавались вопросом: надо или нет поменять кошкам воду? А шли и меняли, потому что точно знали — надо, и могли это сделать, не чувствуя себя жертвой обстоятельств. И я ещё когда-то так жила, когда не было интернета.

И я помню переходный период, когда я ещё в реале получала кучу удовольствия от всего (хотя времена были всякие, порой не очень лёгкие), но уже и комп давал его мне в большом количестве, когда я сначала стала фидошницей, а потом начала активно на форумах общаться, модерировать. А потом наступил период, когда легче и быстрее стало получать максимум удовольствия от вышивки и компа — и перестало хотеться напрягаться другими способами. И многие другие способы действия, тем паче — простые, "безэндорфинные", стали восприниматься как ярмо, обязаловка, что делать не хочется, но приходится делать, как по принуждению... И все эти дела по сравнению с "лёгкими удовольствиями" стали ТАК сильно тяготить, как ОБЪЕКТИВНО они тяготить просто не могут, потому что они — простые, нужные и неэнергоёмкие.

Делу время, и потехе час.
Пётр I

Ещё я вспомнила, как моя бабушка, которая всегда была чем-то занята, завершив какое-то запланированное дело, пусть и небольшое, вслух проговаривала: "Ах, какая я молодец, я помыла/постирала/прибрала в шкафу/зашила/сварила", улыбалась и добавляла: "Сделал дело — гуляй смело". То есть она после завершения дела как будто делала маленькую паузу и осознавала сделанное, проговаривала, присваивала себе его результат. Не "оно само сделалось", а "Я сделала, вижу результат — и радуюсь этому". И это давало ей энергию и силы переключаться на другое занятие или на отдых с чистой совестью. И ещё я вспомнила своё состояние, когда несколько лет кряду увлекалась системой Флайледи и именно от простых бытовых, рутинных, повседневных дел получала невероятное удовольствие и радость.

И до меня вдруг дошло: как будто у меня лично и, может, у других людей тоже, исказилась оценка простоты-сложности разных дел, занятий и событий, как будто весы испортились и про лёгкие вещи показывают, что они тяжёлые. И утратилась привычка замечать результаты рутинных повседневных дел. Или даже не повседневных, но тех, которым почему-то однажды назначили ярлык "блин, какое же оно тяжёлое и нежеланное". И появилась привычка проскакивать тот момент, когда от завершения любого дела, от созерцания его результата организм таки выделяет свою порцию гормонов удовольствия — это физиология, он и правда их в этот момент выделяет. Но человек не присваивает себе этого удовольствия, потому что тяжесть дела преувеличена, а результат — приуменьшен или обнулён, обесценен. Человек запоминает только дискомфорт, связанный с предстоящим "неприятным" делом, и "невероятную тяжесть" этого дела во время его совершения. Весы сломались.

Жизнь безумно красива,
когда начинаешь ее замечать...

И если настроить эти весы, то качество жизни может поменяться, потому что будет более понятен истинный "вес" вещей, дел, явлений, занятий и их результатов. И одним из способов настройки этих испорченных весов является именно осознавание, называние, проговаривание того, что сделано, и присваивание себе его результатов. "Я поменяла кошкам воду, теперь они довольные, а я молодец". И дать себе паузу — не спешить, не удирать из этой точки, а остановиться и посмаковать, как гурман смакует вкусный кусочек еды. Почувствовать, как удовольствие и удовлетворённость, пусть небольшие, зарождаются где-то в душе или в теле, растут и разливаются потоком тепла внутри. И запомнить это состояние. И черпать в нём ресурс и энергию для следующего занятия. И тогда позитивное подкрепление будет помогать двигаться к следующему делу, как аппетит приходит во время еды. А если не научиться или не вспомнить, как замечать радость от маленьких, простых, повседневных и даже скучных дел, то однажды можно обнаружить, что способность ощущать удовольствие от "большого и яркого" тоже почему-то потускнела или пропала совсем...

PS. Про осознанность буду писать ещё, сегодня описан только один из аспектов этого явления. Но сейчас не хочется и без того длинный пост удлинять ещё. Это первое. Второе — я пишу здесь про себя, но это не значит, что я по уши и всегда "в проблеме". ))) Просто бывали разные этапы в осознанности проживания разных моментов. А в последнее время в силу ряда причин (темы клиентов из снижения веса, собственная "разноплановость", замыленность взгляда на какие-то вещи) для меня стало важным поисследовать свои отношения с осознанностью "здесь и сейчас" и структурировать их, освежив знания и обновив опыт. Ну, и поделиться этим с вами, потому как осознанность — штука реально важная. Недаром в последнее время про неё много где пишут и говорят. В дефиците она нынче почему-то...

54 комментария:

  1. Да уж, заставляет задуматься.Хотя, видимо по привычке, продукты сразу убираю по местам.
    Живут во мне 90-ые, когда надо было отстоять, достать и донести до дома)))), а главное - чтобы дети за раз все добытое не съели!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вот с продуктами самое простое, да, видимо, сказывается то, что это всё-таки базовая потребность. ))) Но если бы они сами из пакетов разбегались по шкафам-холодильникам, было бы вообще чудесно.)))

      Удалить
  2. Ольга, спасибо! Пошла обдумывать и "по полочкам раскладывать".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, всегда пожалуйста! Буду рада, если пригодится для своих каких-то выводов и идей)))

      Удалить
  3. Оля,действительно,как поменялось время и качество жизни.Наши бабушки и прабабушки жили по-другому:просто и мудро.А сейчас век уже другой.В моем детстве мы собирались всей семьей за ужином,ждали друг друга.Обсуждали все,что произошло за день,смеялись,общались.А сейчас в моей собственной семье так не получается.Ритм жизни у каждого свой.Понимаю,что я немного не о том пишу.Но я тоже очень люблю размышлять.И мои мысли от твоих размышлений потекли в другое русло.Мне было интересно,потому что об этом раньше я не задумывалась.Как все просто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, времена ужасно быстро поменялись! И сильно. И я рада, что мои размышлизмы на тему осознанности выхвали именно такие воспоминания. Это всё взаимосвязано - какими темпами тогда и сейчас текла жизнь, какие занятия доминировали тогда и сейчас, что считалось важным в разные времена... Сейчас по сравнению с прошлым как будто система координат сбилась, возможно, её в абсолютно "прошлое русло" не вернёшь. Но если не заняться поправками сейчас, то с течением времени в будущем ещё будут накапливаться "неточности и погрешности" - и тогда вообще нелегко будет решить, что легко, а что трудно, что приятно, а что нет, что здорОво, а что вредно....

      Удалить
  4. Вот чуднО мне - действительно, как будто что-то витает в воздухе. Я буквально вот последние две недели именно об этом думала, правда не так структурированно и осознанно ))) Спасибо, Оля, что озвучила :) Пойду пополучаю эндорфинчиков, уберу что-нибудь где-нибудь :о)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, рада, что срезонировало с твоими размышлениями и оказалось полезно! ))) Эндорфинчики - дааа, они от каких-то уборочных мероприятий могут прямо тоннами производиться. )))

      Удалить
  5. Прямо всё, всё, каждое слово про меня! ))) Иной раз просто заставляю себя делать мелкие дела, а не бежать за комп садиться! И вроде всё налаживается сразу!
    Оля, вот умеешь ты слова подбирать и выражать мысли: доходчиво, понятно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо большущее!))) Рада, что совпали мои мысли с твоими наблюдениями!)))

      Удалить
  6. Угу, просыпаюсь утром и первым делом включаю комп...Вечером думаю, что не надо утром первым делом включать комп, но просыпаюсь утром и первым делом включаю комп... А с вечера на утро что-то планировалось и казалось это важным...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, знакомый замкнутый круг, да... Но когда его в какой-то точке разрываешь и что-то вставляешь другое в привычную последовательность, так классно становится на душе! ))) Пусть важное с вечера почаще реализуется утром!)))

      Удалить
  7. Оля, спасибо! На самом деле приятно получать удовольствие особенно от рутины:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, пожалуйста!)) Да, именно рутинные дела обладают удивительной способностью подарить какое-то простое и настоящее, что ли, удовольствие. ))

      Удалить
  8. Оля, очень точно написала. Люблю, когда так методично все расставляют по полочкам и дают "свои имена". Тогда "каша в голове" раскладывается по тарелочкам, и жить становится проще и понятнее.

    Очень с тобой согласна. И если дальше пойти по мысли, то начинают пропадать желания, человек разучивается чего-то хотеть, его мало что радует. И вместо настройки этих своих внутренних весов он начинает искать какой-то "смысл жизни и свою миссию", пытается "выйти за зону комфорта", так обсуждаемое в сети. Всё в той же сети, за тем же компом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большущее!)) Да, верно ты развиваешь мысль: утратив способность фиксировать радость и удовольствие сначала от простых и привычных дел, потом человек утрачивает эту радость от ярких событий, а потом начинает искать, что бы ещё такого особенного, сверх-яркого и меганового сделать-пережить, чтобы получить, наконец, хоть капля удовлетворения. И таки да - начинает тогда поиск того, незнамо чего... Часто - именно в сети.

      Удалить
  9. Оля,интересные мысли. Спасибо,что делишься с нами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо тебе! )) Рада, что интересно моим читателям!))

      Удалить
  10. Оля, я думаю что ты очень хороший психолог, точно попадаешь куда надо. Это важно и ценно и вроде как полностью приходит понимание что делать. Хотелось бы еще подобные посты или на другие важные темы. Очень интересно читать, а главное советы сразу охота на практике применить. Спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большущее! Засмущала прям. )) Но интересна мне синхрония твоей фразы "точно попадаешь куда надо" с тем, что в последнее время стали приходить клиенты, которые очень давно у меня были на консультациях, а потом пропали из поля зрения. И сейчас приходят работать с новыми темами и говорят - "вы тогда так точно попали в нужные места, так точечно и чётко помогли мне увидеть важное, что я до сих пор помню какие-то слова, через которые у меня пошли изменения".

      По метке "психологизмы" кое-что у меня уже есть из написанного, а вообще, планирую побольше писать на эти темы, ибо копится разное, чем хочется поделиться и что могло бы пригодится ещё кому-то, кто прочитает. )) Ещё раз - спасибо за такой отклик!

      Удалить
  11. Как говаривала Скарлетт: подумаю об этом завтра!
    ___________

    Мысли важные, назревшие и требующие переваривания. Спасибо, Оля, за направление раздумий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, зная твою думающую и структурно-организованную натуру, точно знаю - и подумаешь, и переваришь, и важное для себя выделишь. ))) Рада, что находишь в моих постах то, что тебе интересно! ))

      Удалить
  12. А я ненавижу постиранные вещи по шкафам раскладывать!Вот бесит меня эта работа!Остальное нормально.И готовить люблю,даже от этого удовольствие получаю.И с уборкой понятно.Убрала,чисто,красиво,точно-сделал дело,гуляй смело!А вот с постиранными вещами,прямо ненависть))
    А эндорфины я получаю от времяпровождения с семьей,от прогулок,от блогов,конечно же,от вышивки или шитья,от общения с друзьями.Вроде бы все как у всех,а жизнь прекрасна!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вот бы носки не только сами парами строились и в машинку забирались, но потом ещё и сами с верёвки слазили и в ящик маршировали!))))

      Эндорфины я от многого получаю, можно сказать - от всего и разными способами. Но иногда способы начинают какую-то самостоятельную жизнь, конкурируют друг с другом и то, что попроще-полегче, начинает вытеснять то, что скучно-рутинно-однообразно. Приходится включать осознанность и наводить свои порядки, пока они не слишком раскомандовались. ))) И да - жизнь прекрасна, хотя иногда она наполнена совершенно обыденными и простыми вещами. )))

      Удалить
  13. Оля, твой пост я прочитала еще утром, а ответить не могла, ну ты знаешь мою беду с компьютером. У меня в графе подпись комментария просто белые поля и я ничего не могу с этим поделать :(
    И вот я здесь :) Полезно, очень полезно прочитать твой рассказ-пост! Ты ведь профессионал, нам, девочкам, все расскажешь понятно. СПАСИБО!!!
    А у меня есть правило полу часа - пол часа в день уделять домашней работе, а что не успела, то идет на завтра. Все нужно дозировать. Смена труда - тот же отдых, так ведь? Пол помыла, повязала, посуду помыла, взяла акварель и порисовала, потом в магазин, далее компьютер и т. д.
    Но есть правда одно домашнее дело которое я не люблю - утюжить белье :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, блогспот очень изобретателен по части, как совать палки в колёса читателям и писателям блогов(((

      Надеюсь, что кому-то из читательниц блога этот пост окажется полезен и поможет по-другому посмотреть на ситуацию. )))

      Правило твоё отличное! Это как в системе флайледи пятнадцатиминутки. Берёшь и делаешь то, что успеваешь. И, что интересно, стоит завести таймер, как вдруг обнаруживается, что за 15 минут можно сделать огромное количество дел. ))) Потому что таймер - это один из способов повысить свою осознанность в каком-то деле. )) И таки да, моя бабушка всегда приговаривала: "устала косить - пойду молотить", именно смену деятельности считая самым лучшим отдыхом. Впрочем, великие русские физиологи тоже так считали. )))

      С бельём я разделалась очень просто: я его не утюжу. ))) Под утюг идут только носильные вещи, и то чаще всего - незадолго до того, как понадобятся. Могу сделать гИройство и погладить мужу пять рубашек на неделю. А могу и не сделать. ))) Всё постельное и столовое бельё, полотенца просто складываются ровненькими стопками в шкаф и там лежат. И всё. )))

      Удалить
    2. я тоже это все не глажу))
      Вещи непосредственно перед тем как надеть.
      А муж сам себе гладит.Могу ему раз в сто лет погладить,если попросит.

      Удалить
    3. Алёна, ага, мой муж тоже в этих вопросах самостоятельный. К брюкам я вообще никогда за 24 года не прикасалась. Точнее, первый раз погладила пять стрелок на двух штанинах - и усё. ))) А постельное - дык оно мнётся сходу после первой ночи, и от неглаженого ничем не отличается. К тому же, говорят, гладить неполезно - ухудшается тепло- и влагопроницаемость ткани.

      Удалить
  14. Спасибо за такой содержательный пост, Оля. Для меня домашние дела никогда не были рутиной или чем то ненавистным, а в последние три года - это моя жизнь (в декрете сижу). Я например, очень люблю мыть посуду и утюжить белье, хотя у некоторых прям трясучка начинается от этих слов, уборка квартиры тоже - чисто, приятно, молодец! Причем, научилась совмещать несколько дел, и делаю это порой на автомате. И тоже пользуюсь сменой деятельности - уборка, немного вышивки, с ребенком погуляла, пошила, или что то раскроила, пошли вместе стирку забрасывать или наоборот развешивать, как то это не угнетает, наоборот радует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, пожалуйста, надеюсь, было если и не полезно, то интересно почитать. )) Да, есть люди, у которых не только утюжка, а сама мысль о домашних делах трясучку вызывает. )) Но я не об этом, а о смещении ориентиров и акцентов. По сути - о том, как может начинаться любая зависимость, если этот момент проскочить и не откорректировать всё вовремя. Когда я много вышивала и общалась на вышивальных форумах, там порой даже отдельные темы были про то, как бы это надоедливое домашнее хозяйство куда-то сбагрить, чтобы оно не мешало вышивать, а то, дескать, радости от него никакой, а от вышивального удовольствия отвлекает.

      Смена видов деятельности - это хорошее средство не уставать от монотонности. В системе флайледи работа по 15 минут на это и направлена: поделал что-то одно, пока оно не успело надоесть - зазвенел таймер, и можно с чистой совестью идти делать другое. Как-то так))

      Удалить
  15. Вот почитала ... и все мысли такие знакомые! Но ты знаешь я чисто интуитивно выбрала для себя решение как сочетать те самые Интересные творческие дела с необходимой рутиной. Я пишу список, что нужно сделать (подробный) и в течение дня зачеркиваю сделанное, так же в течение дня раза два-три (часто за кофе или чаем) я окидываю его взглядом и с Удовольствием вижу, что дела делаются и при этом в этом же списке есть "задания" связанные с рукоделием. Так и получается тот -инный положительный заряд, о котором ты говоришь, от рутинных дел. Я только некоторые задания в последнее время перестала расписывать очень подробно потому что некоторое время назад я их внесла в две группы ежедневно выполняемые (это из флайледи) Разгрузка хотспотс и Рутина (они всегда одинаковые и я уже привыкла к перечню дел, которые в них попадают, поэтому их теперь нет смысла расписывать). Ну а так, вычеркивая сделанное или ставя галочку, на мой взгляд можно найти радость от выполняемых повседневных рутинных задач (а ведь и у меня когда-то был период неудовольствия и даже апатии от необходимости переключаться на эти дела)))))
    P.S. Что касается глажки, так у меня дела обстоят так же как у тебя со 100% совпадением :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вот и по глажке мы совпали!))) Спасибо, что делишься своим опытом! Да, список - это отличный способ визуализировать и точно заметить тот момент, когда дело заканчиваешь, видишь результат и можешь его себе присвоить, получить от него радость. Система флайледи здесь многим в помощь, прямо люблю её нежно. ))) Хотя бывает у человека, когда ему и списки не помогают: он их напишет, а потом "на минутку" за комп или за телефон - и всё, осознанность кончилась, а список в конце дня только портит настроение своей нереализованностью. И вот тут к осознанности ещё и самодисциплина должна подключаться. Но об этом я ещё буду пАэмы писать. )))

      Удалить
  16. Оля, осознанность у меня сейчас в каждой второй книге встречается: здесь и сейчас и многое решается как само собой разумеющееся...
    Спасибо за мысли, где то мы в одном эгрегоре находимся))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, спасибо! ))) Да, здесь и сейчас - универсальный принцип. Именно здесь и сейчас проходит жизнь. Ни в прошлом, ни в будущем, а в эту минуту, которая как-то расходуется - с пользой или без, с удовольствием или без него... Как-то так, да)))

      Удалить
  17. Оль,пост замечательный)))В голове сидело тоже,но без озвучки)))Убрала-получила эндорфины,котика натискалась-ещё больше)))чаю попила-кайф)))
    Спасибо за пост)!
    У самой был период,когда без компа не могла никак,а теперь-только по нужде)))

    ОтветитьУдалить
  18. Лена, спасибо большое! Рада, что тебе откликнулось!))) Котика потискать - это вообще универсальный и безотказный способ получить эндорфины. )) Мои котики, порой, когда я за компом, приходят и нагло лезут на руки или становятся передо мной и монитором, словно напоминая о том, что полученные через них эндорфины - более правильные и настоящие.))))

    Классно, что ты смогла отрегулировать время за компом! Эх, если комп ещё и для работы-учёбы людям нужен, то тут им бывает сложнее, потому что сел сделать что-то реально важное - а в итоге оказался где-то там, где уже и не работа, и не учёба... Мне клиенты говорят иногда - ну, вот моя работа на компе и в интернете, могу же я для отдыха сайты-чаты посмотреть! Когда предлагаю для отдыха выйти из офиса и обойти вокруг здания, разглядывая людей, пейзаж и цветочки, или закрыть глаза и подремать в кресле, или сделать зарядку для глаз, стоя у окна, удивляются сильно. ))))

    ОтветитьУдалить
  19. Ох, Оля, многие струны души затронул твой пост. Хотя уже по сравнению с прошлыми годами от инета оттолкнулась, ищу радость в обычных делах. Гладить вот люблю, хотя знаю, как многие не любят. Я эту проблему для себя решила лет 10 назад. Я поняла, что самые самые лучшие утюги приспособы для глажки прививают любовь к глажке! И я действительно полюбила этот процес! А вот что ненавижу, это мыть посуду. Особенно ее много скапливается в процессе приготовления пищи-и это мое больное место(((. Опять же знаю, что проблема бы решилась, будь у меня более большая удобная кухня. И, возможно, посудомойка. ну, как то так..В общем, Олечка, спасибо за очередной чудесный пост! Буду ждать продолжения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, как замечательно, что твои размышления и мои в резонансе! ))) Про утюг - это точно! Я вообще считаю, что "щи можно и лаптем хлебать, да ложкой удобнее", и стараюсь по возможности наиболее хороший и удобный вариант каких-то инструментов приобретать. Но бельё постельное-полотенечное всё одно не глажу, оно и так хорошее.)))

      Про посуду - ты прямо как Агата Кристи, которая во время ненавистного мытья посуды придумывала свои детективные сюжеты про убийства.))) Вот знаешь, я дома избалована посудомойкой и кухней не самой маленькой (10 м кв.). И тоже считала, что не люблю её мыть. А поехала к Славяне, у неё посудомойки нет, кухня махонькая, кран непривычный - двумя вентилями открывается. А я с таким удовольствием посуду перемывала, прямо себя не узнавала. ))) Но ты права - когда в процессе готовки много посуды пачкается, намного легче морально её пачкать, если знаешь, что не сама мыть будешь, а в машину засунешь. Я эту разницу ощутила, когда ПММ обзавелась...

      Удалить
  20. Оль, я вот уже который день в голове мысли на эту тему кручу... что-то она меня не отпускает, словно "зацепила" другую тему, недодуманную, вот и пытаюсь за хвост рыбку вытянуть :)).
    Я всю жизнь борюсь с "запойными" состояниями: чтение, готовка, рукоделие, уборка, работа.... т.е. все время учусь выуживать себя из одного состояния и не давать нырнуть с головой в другое надолго. Да, я увлекающийся человек :) Я от всего получаю удовольствие. И мне сложно переключаться между этими удовольствиями. Вот та же осознанность, только немного в другом русле: удержаться где-то на грани, не соскользнуть только в один вид деятельности :))). Пошла ставить таймер :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, здорово, что мой пост с твоими мыслями перекликается! Вот да - я тоже натура увлекающаяся, могу утопиться с головой в чём-то и кайфовать в нём. Очень тебя в этом понимаю. Как всё успеть и не страдать от вины перед одним увлечением или делом, когда его забрасываешь ради другого... И ты права - таймер здесь хороший помощник! )))

      Удалить
  21. Очень интересный пост. Спасибо.
    Я заметила, что от рутинных дел можно получать удовольствие только если не делаешь их в спешке, чтобы поскорее вернуться к какому-нибудь "эндорфинному" занятию:) Если делать неспеша, осознанно и потом еще и результатом полюбоваться, то не такие уж они и страшные:) Вот только сложно бывает начать:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо, рада, что оказалось интересно почитать! Вот точно - именно когда делаешь эту рутину ради неё самой, а не потому, чтобы отмазаться от "скучного" ради скорейшего переключения на "лёгкое-приятное", тогда эта рутина и имеет шанс сама превратиться в мощный источник качественного удовольствия. Начать - дааа... Как наши йоги на работе говорят: "Самое трудное в йоге - расстелить коврик". )))

      Удалить
  22. Оля,

    Уже который день слышу/читаю об осознанности.
    Наверное, это знак ;)

    Ты знаешь, мне кажется, что на самом деле как и "аппетит приходит во время еды", так и любое дело (рутинное или не очень) мы сможем оценить тогда, когда сможем его "разжевать" и получить удовольствие от этого процесса.

    Да-да, кто про что, а я про еду ;) Люблю сравнивать, находить ассоциация и наслаждаться :)

    Спасибо тебе за твои размышления вслух. Со многим согласна :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Таня, это какая-то вселенская синхрония, видимо. Спасибо за твои метафоры, мне тоже здесь с едой видится сравнение. Можно проглотить, как фастфуд, на бегу, а можно красиво накрыть стол и посмаковать как следует. ))) Удовольствие в итоге будет разным.

      Удалить
  23. Вот, Оль, не могла раньше почитать твой пост, компьютер был на переустановке системы, живёшь уже, как больной без него, всё мысль в голове - "не все дома")) Так хочется присесть минут на 15(зависаешь на полчаса-час)), почитать-пообщаться, а время-то убегает. И жалуемся на время, что жизнь стала суетной, а сами растрачиваем его много, не считаем ,не ценим... Сколько дел переделывала раньше за день, когда не было у меня блога, не было меня в соцсетях, не было, где вдохновляться, и таки-да, жила такой же полноценной жизнью, даже более размеренной, спланированной что ли, общалась... - только не в Инете, а с реальными ( живущими поблизости) друзьями-подругами больше, успевала и дом строить, и ремонт делать, и уроки с сыном учить, и работать, кучу мелких, но важных дел переделать, всё сама... что-то вязала-вышивала, шила, может удовольствия столько не получала и правда от показа своих творилок, эндорфинов и т.д... Сейчас удивляюсь - как, когда? И сама чувствую, засасывает-то паутина интернетная, а всё потому, что интересно, увлекательно ,познавательно, и саму себя успокаиваю, что это полезно для общения-вдохновения-обучения-чтения, и сама понимаю, что это время забираю у детей, у семьи, у многих мелких, но таких важных дел. Да, мотивация делать эти всякие дела-то присутствует, но вот времени на них остаётся совсем мало...
    Уже и планировать пыталась - всё летит не по плану, как засяду писать пост

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, вот да - свои плюсы и свои минусы есть во всём. Важно найти баланс. А как много может давать реальная жизнь, понимаешь только когда компьютер в починке, порой... И да - демонстрация единомышленникам своих творений и получение одобрения - это мощный источник удовольствия, иногда становится чем-то сродни наркотику.

      С одной стороны - и нельзя, и не надо всё время принадлежать только семье, детям, быту. Важно иметь своё время и пространство,у влечения и интересы. С другой стороны, хорошо бы соблюсти тот баланс, когда и своё всё удовлетворяется, и общение/дела/отношения не страдают.

      Удалить
  24. Во, два дня по блогам не шастала *эндорфины раздавали в других местах :)*, а Оля не зевает, записей вона сколько подготовила! Прям так и хочется задать риторический вопрос: как ты все успеваешь? :)))
    Интересно и понятно пишешь про серьезные и важные вещи, за что и люблю!
    В процессе чтения вспомнила, сколько было хапнуто эндорфинов, когда мы с братцем купили свой первый комп! Оооо! Ээээ! Короче, слов нет, подсчету не поддаются. :)
    Когда я плотно работала, а я программист, компом в развлекательных целях, вот честно, практически не пользовалась. У меня не было соц. сетей, я не следила за новостями, не искала что-то новенькое/интересное, на выходных максимум включала на часок почту почитать/пописать. Аринка только лет в пять чухнула, что компьютер - это не только мамина работа, но и игрульки, развлекашки и интернетик *и то потому что папа именно тогда себе отдельный ноутбук завел и развернулся там по полной*. :) Мне кажется, у меня не может быть зависимости от компа, потому как часто он для меня являлся предметом напряга. Сажусь за него и приговариваю: много работать никто не любит, а денежки любят все. :)
    У меня же другая зависимость есть, тебе известная. :)
    Интересно, я читаю, девочки пишут списки дел на день. Мне терпения не хватает для каждого дня. Я не мелочусь, пишу сразу на месяц. :) По мне так удобнее: если более-менее свободный день, смотришь в список и опа! - уже занят. Еще продуктивно бывает, когда месяц заканчивается, смотришь, ай-яй, половина не освоена и начинаешь шустрить со страшной силой, типа сама свой крайний срок проворонила. :) А потом приятно так, осознанно, ставишь плюсики, учитываешь эндорфины: наш пострел, мол, молодец, везде где надо и не надо поспел! :) Этот метод мне с прокрастинацией помогает бороться, я тот еще любитель побалбесничать вместо дела.
    И вот еще я думаю, что ощутить удовлетворение от проделанной работы мешает чувство, что сделано мало и нужно успевать еще больше. И ведь в самом деле нужно! Только я еще пока не придумала, как. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, открою страшную тайну: нифига я не успеваю из всего, что хочется успевать. ))) Рада, что интересно и нравится читать, значит, не зря время выделяю для писанины своей. ))) Вот да - если некий предмет изначально напрягает, от него трудно получать удовольствие, хотя бывает и такое - неисповедимы пути человеческой психики. ))

      Я тоже чаще пишу глобальные списки, а потом в них периодически смотрю. Если бывает день очень загруженный разными задачами, могу на день составить список, чтобы ничего не упустить. И потом каждый поставленный плюсик в списках любых видов радует глаз и душу. )) В глобальных я вообще зелёным выделителем вычёркиваю всё, что сделала - прямо красота получается.)))

      "чувство, что сделано мало и нужно успевать еще больше" называется перфекционизм, очень вредное чувство. ))) Оно очень способствует обесцениванию всего, что человек делает, и расходованию ресурса впустую. А вот присвоение результата, наоборот, подпитывает энергией и решимостью. )))

      Удалить
  25. Оля, это ж надо было так проанализировать ситуацию и все разложить по полочкам!)
    У меня привычка - все мало-мальские приятные моменты как раз вот так и фиксировать, смаковать, запоминать, получать удовольствие от пребывания в этом состоянии. Это и есть счастье, а не какое-то эфемерное явление, которого никто не видел, но все мечтают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, вот да, моя любимая поговорка, если даже не личный девиз: "Счастье - это не цель, это процесс". )) И то самое "глобальное, главное, настоящее счастье", за которым, как иногда люди думают, надо гоняться, которое надо заслуживать и отвоёвывать у мира, на самом деле прячется в простых мелких вещах, делах и занятиях. ))) Важно это замечать и смаковать.)))

      Удалить
  26. В каждом слове узнала себя. Уже давно ловлю себя на том, что перестала получать удовольствие от обычных вещей. Интернет поглотил всё. А ведь вокруг столько всего происходит. Заметила и оказалась в тупике, потому что казалось, что выхода из этой ситуации нет. Спасибо, что так подробно все описали. Теперь знаю как выбираться из зависимости =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, хорошо, что пришлось кстати! ))) Да, интернет занял в жизни многих людей большое место. И если выпустить его из-под контроля - сожрёт всё. Буду рада, если идеи из моего поста станут первым шажочком для выхода из тупика. Но из зависимостей выход долгий и непростой на самом деле, и включает в себя ещё много шагов...

      Удалить
  27. Ольга,здравствуйте, я тоже Ольга, а ваш пост прямо ответ от Вселенной на мой вопрос )))) хоть уже и конец 2020. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за отклик! Рада, что понравилось и оказалось вовремя!)))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...